суббота, 11 апреля 2020 г.

Антон Суриков о перспективах сырьевой империи

2009г. Антон Суриков: В послании президента РФ Федеральному собранию Дмитрий Медведев заявил: "Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям… Вместо сумбурных действий, обусловленных ностальгией и предрассудками, мы будем проводить политику, подчиненную прагматичным целям".

На самом деле все, кто в здравом уме и не верит в чудеса, в том числе в хваленое «русское чудо», прекрасно понимают, что ничего этого не будет, что рано или поздно регрессирующая империя полностью сгниет изнутри и рухнет. Вопрос: когда?




Идеолог русской радикальной оппозиции профессор П.М.Хомяков полагает, что вероятность краха будет выше нуля уже в 2010 году, а через 5 лет, то есть к 2015 году она станет близка 100%. В этой связи профессор Хомяков подверг резкой критике вице-президента США Джозефа Байдена, который в известном интервью Wall Street Journal отвел империи зла еще 15 лет. Кто более прав, П.М.Хомяков или Дж.Байден, покажет время. Давать прогнозы сейчас было бы опрометчиво.

Известен исторический казус: 9 января 1917 года делая в Швейцарии «Доклад о революции 1905 года» В.И.Ленин сказал: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции» в России. Через полтора месяца после того, как были сказаны эти слова, в России произошла Февральская революция, а еще через 8 месяцев – Октябрьская революция.
Другими словами, хотя лично я и склоняюсь в большей степени к прогнозу Байдена, ничего исключать нельзя, и, возможно, прав окажется профессор Хомяков.

Вместе с тем, попробую объяснить свою логику, почему я вслед за Байденом считаю срок не 5, а 15 лет в качестве максимально возможного времени существования системы, которая сформировалась в РФ после 1991 года.
В Wall Street Journal Джозеф Байден указал на скверную демографию и примитивную структуру экономики, на так называемое «ресурсное (нефтяное) проклятье», порождающее коррупцию, паразитизм и регресс. Два этих фактора в сочетании с геополитическим положением России между ведущими центрами силы, ставит под вопрос само ее выживание. Тем более, что основные районы добычи нефти и газа в Сибири и на Севере обособлены, находятся на расстоянии нескольких тысяч километров от центра страны. Это обстоятельство радикально в невыгодную сторону отличает РФ от других нефтегосударств: Саудовской Аравии, Ирана, Нигерии, Венесуэлы, в которых районы нефтедобычи расположены близко к основным центрам, в силу чего отторгнуть их невозможно.
Согласно Байдену, в России продолжится процесс гниения, деградации экономики и общества. Кризис подтвердил это. Если в 1998 году после дефолта началось оживление советской индустрии, внезапно оказавшейся в выгодных конкурентных условиях, то в 2008 году после девальвации ничего подобного уже не наблюдалось. Это значит, что индустрия перестала реагировать на стимулирующие воздействия. С другой стороны, кризис усилил сырьевую направленность экономики, тогда как призывы президента к модернизации и инновациям - лишь благие пожелания, нечто наподобие горбачевского «ускорения».

По-Байдену, все сказанное выше через 15 лет и приведет РФ к коллапсу. С другой стороны, настаивает тот же Байден, примерно в эти же сроки Россия, из-за деградации ВПК, науки и промышленности, все более увеличивающейся технической отсталости и окончательного отмирания последних остатков советских стратегических вооружений, утратит способность поддерживать стратегический паритет с США, установленный в 1970-е годы. Тем самым мир вернется к ситуации американского превосходства в военной области над всеми другими странами. Включая не только Россию, но и Китай, который, успешно догоняя Америку по объему ВВП (это повсеместно рекламируется), не только не догоняет, но и все больше отстает от нее в высоких технологиях военного назначения (об этом повсеместно умалчивается).
Впрочем, США и Китай, похоже, пока идут не к конфронтации, а к кондоминиуму в формате G-2, к которому призвали Киссинджер и Бжезинский. И этому есть основания. Ведь они не конкуренты. Индия и Китай – это конкуренты. А Америка и Китай – нет. Наоборот, их финансовые и экономические системы сплелись. Американская постиндустриальная, инновационная и китайская индустриальная, ориентированная на экспорт экономики существуют как бы в разных плоскостях, дополняя друг друга. И так, видимо, будет еще лет 30-40. То есть заведомо больше, чем те 10-15 лет, которые Байден отводит завершению деградации РФ, ее экономики, ее демографического качества и ее ядерного щита.

А раз так, то вплотную заниматься РФ мировое сообщество начнет тогда, когда внутри страны все уже свершится. И это будет в рамках G-2 с привлечением ЕС, Японии, а также Украины, чеченцев и других окрестных стран и народов.
Но если так, то какой смысл торопить события? Тем более, что Путин хоть и далек от западных представлений об идеальном, но в целом всех устраивает. Он стабилизировал процесс паразитического нефтедолларового гниения РФ, гарантирует отсутствие модернизации. РФ является крупнейшим экспортером углеводородов, только что обогнавшим Саудовскую Аравию по экспорту нефти. С другой стороны, РФ все еще располагает ядерным щитом. Поэтому в ближайшие годы власти Путина ничего не грозит – связываться с ним никто не станет.
Если бы Запад действительно поставил бы цель передать власть Медведеву и начать «Перестройку-2», цена на нефть продолжала бы держаться на уровне 30 долларов за баррель, а не 80 долларов. Но этого нет. Наоборот, Байден (именно он, а не пустой Обама) провозгласил перезагрузку, реальный смысл которой в том, чтобы РФ не «дергалась», как в прошлом году в Грузии, чтобы она догнивала тихо, спокойно, не мешая окружающим.
Именно поэтому перезагрузку с США дополнит перезагрузка с Украиной, которая уже обозначилась в ходе визита в Москву Порошенко, и окончательно утвердится после президентских выборов вне зависимости от того, победит ли Тимошенко или Янукович.
С другой стороны, конфликты, связывающие России руки в регионах, мало влияющих, в отличие от Украины, на состояние общественного мнения Запада, более чем возможны. При этом я не стал бы делать акцент на Северном Кавказе. Ведь там ключевой игрок – Чечня. Кадыров и Делимханов представляют местную элиту, которая уже дважды воевала с РФ. Пока сохраняется вертикаль, они на третью войну, конечно, не пойдут, так как многому научились. Чеченская элита будет строить свое национальное государство, формально оставаясь пока в составе РФ, произнося политические грамотные речи, ласкающие слух Кремля, и получать за это из Москвы дань. Таким образом, в ближайшие годы попыток ее отделения точно не будет. Правда и терроризм в регионе никуда не денется. Все, видимо, будет как сейчас.
А вот где действительно может возникнуть серьезный конфликт – это в Средней Азии после того, как американцы покинут Афганистан, что является вопросом двух-трех лет. Такой конфликт ляжет на Россию исключительно тяжелым бременем, будет ее расшатывать, как афганская авантюра расшатывала СССР. Но тогда процесс расшатывания занял примерно 10 лет. Какие основания полагать, что сейчас это произойдет быстрее. Хотя, конечно, все возможно, поживем-увидим…

2009г. Антон Суриков


Комментариев нет :

Отправить комментарий